Кёнджу
Общее описание
На юго-востоке провинции Кёнсан-Пукто в 370 километрах от Сеула по дороге №1 (автомагистраль Кёнбу), соединяющей Сеул с Пусаном, находится древняя столица Кореи - Кёнджу. Кёнджу расположен на побережье Японского моря совсем рядом с Ульсаном - одним из крупнейших в Республики Корея городов-миллионеров. Через город протекает река Хёнсанган, в старые времена здесь нередко случались большие наводнения, Расположенный недалеко от города хребет Тхэбэксан, формирует холмистый городской рельеф и красивый пейзаж.
История
Первое упоминание о городе относится к 57-ому году до нашей эры. В разные времена он назывался по-разному: Сораболь, Керим, Кымсон, Кэйсю. Кёнджу был столицей в эпоху государства Силла. Особенно он расцвел после создания в VII веке единого корейского государства с тем же названием. Именно здесь находилась резиденция королей (ванов) Силла и всей придворной знати. По косвенным данным в эпоху расцвета в городе проживало около миллиона человек.
В X веке, после распада государства Силла, Кёнджу утратил статус столицы, постепенно его значение стало падать вплоть до полного упадка. Статус города он снова приобрел лишь в 1955 году. Сейчас его население - около 280 тыс. человек, но это, наряду с Сеулом, самое посещаемое туристами место в Южной Корее, его справедливо называют "музеем без стен".
Достопримечательности Кёнджу
Но, конечно, широко известен Кёнджу именно благодаря своим туристическим достопримечательностям. Именно здесь ЮНЕСКО определило первые два объекта в Корее, которые вошли во Всемирное наследие. Причем, расположенные в Кенджу грот Соккурам и храм Пульгукса - на сегодняшний день единственные объекты, включенные в "корейскую" часть общего списка как "шедевры человеческого созидательного гения" - по первому из принятых 10 критериев. Кроме грота Соккурам и храма Пульгукса, нельзя не упомянуть такие достопримечательности Кёнджу, как храмовый ансамбль Бондокса, пагоду Пунхвансатхап, астрономическую обсерваторию Чхомсондэ и захоронения эпохи Силла. Как и во всей Корее, исторические памятники Кёнджу неоднократно грабились и разрушались. Так, во время Имджинской (семилетней) войны конца XVII века японские войска сожгли деревянные постройки в храме Пульгукса.
Администрация города (в Республике Корея с 1995 должность мэра стала выборной, а вице-мэр назначается центром) старается проводить мероприятия, повышающие его туристическую привлекательность (различные фестивали, конференции и т. д.). Ежегодно осенью в Кёнджу проводится фестиваль культуры Силла, в конце марта у озера Пумун организуется фестиваль ликеров и рисовых пирожных, в Экспо-парке регулярно проходит Международная культурная выставка.
Храм Пульгукса
С шестого века нашей эры буддизм становится официальной религией государства Силла (в русскоязычной литературе встречается также вариант названия Шилла). Начинается активное строительство храмов, монастырей, пагод. К этому времени относится и строительство храма Пульгукса в Кёнджу. Это слово можно перевести с корейского, как "Храм земли Будды" или "Страна счастья". С тех пор храм так много раз разрушали, жгли, а потом вновь восстанавливали, что от первых построек могли остаться только каменные фрагменты. Известно, например, что храм был полностью разрушен во время Имчжинской войны с Японией в 1593 году. То, что можно увидеть сейчас - результат последнего восстановления монастыря в начале семидесятых готов двадцатого века, выполненного по личному указанию тогдашнего президента Кореи Пак Чон Хи. Восстановлены были только основные здания, древний храмовый комплекс был гораздо больше, включал в себя около 80 построек. Но и то, что реконструировано, оставляет незабываемое впечатление.
О храме рассказывают много красивых легенд. Одна из них - о его первом строителе Ким Дэ Соне (или, в другой транскрипции, Ким Тэ Соне). Согласно легенде, строительство связано не с одной, а сразу с двумя его жизнями, в соответствии с буддийской концепцией череды перерождений. Легенда гласит, что крестьянин Ким Тэ Сон долго и упорно работал, чтобы прокормить себя и свою мать-вдову. В результате усердного труда он, наконец, сумел накопить на небольшой участок земли. Но когда в деревню пришел монах за пожертвованиями Ким Дэ Сон отдал свою землю монастырю. Через некоторое время он умер, и в день его смерти премьер-министр Силлы услышал голос с неба, известивший, что вскоре у него родится сын Тэ Сон. Сын действительно родился, причем с родимым пятном в виде иероглифа Тэ Сон. По мере взросления, с ребенком приключалось много чудесных историй. Одна из них - с медведем, которого он убил, а потом, когда дух медведя решил ему отомстить, пообещал построить храм в честь этого медведя. Построил и, таким образом, получил опыт строительства храмов ещё до того, как стал буддистом. А когда он принял новую веру, то использовал свой опыт для строительства сразу двух храмов - в честь своих родителей из предыдущей жизни (в которой он был крестьянином) - пещерный храм Соккурам, а в честь родителей из жизни, которой он тогда жил - храм Пульгукса. Таким образом, оба эти расположенные недалеко друг от друга храмовые комплексы символизируют сыновью благодарность и любовь. Интересно, что они включены в мировое наследие ЮНЕСКО тоже вместе, одним пунктом списка. Причем, на момент, когда пишутся эти строки, они, единственные в Южной Корее, включены в список по первому из принятых 10 критериев, как шедевры человеческого созидательного гения.
Ворота в храмовый комплекс "охраняют" четыре деревянных, раскрашенных яркими красками великана - по одному на каждую сторону света. За воротами ручей, а через него - мост, который в буддизме символизирует переход между светским миром и миром Будды. Ручей вытекает из пруда, с которым связана еще одна красивая легенда.
Для строительства башни-пагоды в храме Пульгукса из Китая был привезен архитектор-каменотес Асадал. Мастера разлучили с молодой, любимой женой-красавицей, но он воспринял новую работу как главное дело своей жизни и полностью ему отдался. Через какое-то время (называют год или даже несколько лет) истосковавшаяся жена приехала в Силлу, чтобы разыскать мужа. Она дошла до храма Пульгукса, но стражники не пустили её за ворота. То ли потому, что в те времена женщинам входить на территорию храма было запрещено, то ли просто потому, что работа была еще не закончена. Видя искреннюю печаль женщины, они посоветовали наблюдать за ходом строительства пагод по отражению в находящемся рядом пруду. Молодая Асанё все свое время проводила возле этого пруда, стараясь разглядеть в отражении мужа и пагоду, которую он строит. Постепенно зеркало водоема становилось для женщины реальнее окружающего мира, но в воде отражалась только одна, уже построенная башня. Говорят, что однажды она, наконец, увидела в воде отражение мужа, но приняла вторую пагоду, плод его труда, за другую женщину. Асанё в отчаянии бросилась в пруд и утонула. Другие рассказывают, что она так долго ждала мужа, что не сдержалась и бросилась в пруд, как только увидела его отражение. Так или иначе, но когда Асадал узнал о приезде жены, ее уже не было в живых. Он долго искал Асанё в окрестностях храма, хотя местные жители рассказали ему о случившемся несчастье. Однажды ему показалось, что возле дерева стоит его жена, он подбежал, но увидел лишь большой стоящий вертикально камень-скалу. Каменотес решил сделать фигуру жены из этого камня, но, когда работа была завершена, вместо нее получился Будда. Этот созданный архитектором Будда до сих пор находится на восточной стороне пруда Ёнджи.
Две старинные каменные пагоды, символизирующие Инь и Ян, действительно расположены внутри храмового комплекса Пульгукса и входят в список национальных сокровищ Республики Корея. Трехъярусная, высотой более 10 метров пагода Таботхап, символизирующая начало Ян, имеет очень сложную, уникальную форму, Эта пагода вообще не похожа на аналогичные строения своего времени: причудливым орнаментом, и скульптурной техникой. Таботхап переводят как "изобилие драгоценностей" или пагода "многочисленных сокровищ". Это - один из символов Кореи, ее изображение даже отчеканено на монете в 10 вон. Есть данные, что башня разбиралась японцами, некоторые предполагают, что внутри башни действительно находились какие-то предметы (сокровища?), которые были вывезены из Кореи. Косвенным подтверждением этой гипотезы является то, что при подрыве грабителями в 1966 году второй пагоды (Соккатхап) при её реконструкции внутри действительно было найдено много древних предметов, включая свиток с текстом и деревянные печатные клише, по-видимому, самые старые в мире из обнаруженных на сегодняшний день. Пагоду Таботхап "охраняли" четыре каменных льва, но сохранился только один. Второй находится в Британском музее в Лондоне, а про оставшихся двух ходили слухи, что их видели в начале XX века в одном из ресторанов Токио. Но насколько эти слухи соответствуют действительности - неизвестно.
Вторая пагода - Соккатхап ниже первой (около 8 метров) более проста по конструкции, она практически лишена каких-то дополнительных украшений, но ее совершенные, гармоничные пропорции радуют взор. Соккатхап переводят как "ступа с останками Будды Шакьямуни". После подрыва в 1966 году грабители не успели украсть находившиеся внутри предметы: воспрепятствовали проснувшиеся от взрыва монахи. Это и есть та самая пагода, окончания строительства которой дожидалась несчастная красавица Асанё. Поэтому иногда её называют "пагода, не отбрасывающая тени".
Вообще на территории храма Пульгукса очень много уютных, чрезвычайно красивых мест. Природа здесь изумительно гармонирует с творением человеческих рук. Это действительно "знаковое" место в Корее, его посещение включено в абсолютное большинство туристических туров. Без визита сюда представление о Корее будет неполным.
Обсерватория Чхомсондэ
Чхомсондэ - одна из старейших сохранившихся в Азии (да и во всем мире) обсерваторий. Она расположена рядом (в направлении на юго-восток) с очень популярным у туристов городом Кёнчжу - бывшей столицей корейского государства Силла. Построена обсерватория была в 647 году в период правления королевы Сондок. Слово "Чхомсондэ" по-корейски означает "башня для наблюдения за звёздами".
Башня имеет характерную форму бутыли, сложена из камней (обтёсанных гранитных глыб), которые уложены друг на друга в 27 слоев. Сужающаяся кверху башня заканчивается квадратной площадкой, ориентированной строго по сторонам света. По-видимому, эта площадка служила для установки астрономических приборов (возможно, армиллярной сферы, употреблявшейся для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил). Высота обсерватории Чхомсондэ - немного более девяти метров, Башня установлена на квадратное основание (также ориентированное по сторонам света) с длиной каждой стороны около 6 метров. Диаметр верхней части - чуть меньше трех метров. Интересно, что поскольку рядом с башней нет никаких задающих масштаб объектов, а вплотную к ней не подойти, кажется, что обсерватория меньше своих реальных размеров.
Примерно на половине высоты башни с южной стороны находится отверстие, которое, очевидно, служило для входа и освещения. Внутри башня Чхомсондэ засыпана грунтом вплоть до 12-го уровня - уровня нижнего края отверстия. Отверстие расположено между тринадцатым и пятнадцатым уровнями и имеет квадратную форму с длиной стороны примерно один метр Выше "окна" - также 12 слоев камней. Утверждается, что при кладке не использовалось никакого связывающего вещества, а вся конструкция держится за счет своего веса, тем не менее, она сохранила свою форму за все прошедшие столетия. Предполагают, что сама по себе башня служила также гномоном, позволяя определить астрономический полдень, направление на север и широту места по длине отбрасываемой тени. Возможно, в те давние времена именно от обсерватории Чхомсондэ отсчитывались расстояния.
Исследователи обычно обращают внимание на символику, которой наполнена вся конструкция башни Чхомсондэ. Так, она сложена из 362 камней, что символизирует число дней в году по лунному календарю. Сама форма башни отражает теорию мироздания — круглое небо и квадратную землю. Полное количество слоев камней вместе с основанием дает 28 - число созвездий на небе по представлениям того времени, а также число дней в лунном месяце. Число 12 (количество слоев камней выше и ниже окна) - число месяцев в коду. Квадратный цоколь, на котором установлена башня, также сложен из 12 камней. Сейчас не очень ясно, как весь этот символизм на практике сочетался и не мешал (или, наоборот, помогал?) функциональности обсерватории.
В декабре 1962 года обсерватория признана в Республике Корея Национальным сокровищем. Исследователи отмечают, что архитектурный стиль обсерватории Чхомсондэ "перекликается" со стилем расположенного неподалеку храма Пунхванса в Кёнджу, который, в свою очередь, определился соседством с Китаем.
Парк Тхумули (Дэрынвон)
В городе Кёнджу, который в древности был столицей государства Силла, много захоронений, относящихся к этой эпохе. Считается, что культура создания гробниц возникла на Корейском полуострове очень давно, еще в третьем веке до Рождества Христова. Такие гробницы нашли на территории Северной Кореи. В Кёнджу первые подобные захоронения появились в конце третьего века.
Для создания захоронения строили деревянную комнату. Комната была вполне полноценная, с деревянными стенами, с высотой потолка более двух метров. Стены иногда украшали резьбой. В комнату клали не только тело усопшего, но и его вещи, различные предметы, которых могло быть очень много, иногда - десятки тысяч. Комната могла быть и не одна, хотя все-таки большинство захоронений - "однокомнатные". Затем сооружение заваливали камнями и засыпали землей. Получался большой холм. На холме росла трава, могли даже вырасти деревья. Таких холмов в окрестностях Кёнджу очень много, более двухсот, они придают местному пейзажу какой-то важный элемент: строгий, неколебимый, умиротворяющий душу покой.
Казалось бы, странная идея - сделать парк на территории древних захоронений. Но в Кёнджу поступили именно так. При этом, как обычно, чтобы окончательно запутать туристов, авторов путеводителей и сотрудников туристических фирм, парку дали не одно название. Его называют либо парк Тхумули (Tumuli), либо Дэрынвон (Daerungwon). Будьте бдительны: это - одно и то же место! Если в программе тура посещение этих парков будет указано двумя разными пунктами, - требуйте разъяснений! :)
В парке расположены 23 захоронения, в том числе раскопанное в 1974 году захоронение Чхонмачхон («Гробница Небесного коня»). При раскопках 13-ти метрового кургана были обнаружены более десяти тысяч различных предметов, большинство из которых сейчас экспонируется в Национальном музее в Кёнджу (в том числе золотая корона и пояс). Вход в гробницу сейчас открыт для посетителей, и часть находок оставлено здесь, но большинство заменено копиями. Говорят, изображение коня, которое тут можно увидеть на березовой дощечке, украшавшей когда-то седло - единственный рисунок, дошедший до нас из эпохи Силла. Именно эта находка и дала название гробнице. Ученые так и не смогли доподлинно выяснить, кто захоронен в гробнице Чхонмачхон. Нужно сказать, что здесь хоронили не только ванов, но и других знатных людей, например, высокопоставленных военных. Однако в Чхонмачхон захоронен именно один из ванов, о чем неопровержимо свидетельствует найденная корона.
Но в большинстве случаев все-таки известно, кому именно принадлежит та или иная гробница. Предположительно, в парке Тхумули находится и гробница вана Мучхи, который в упорных сражениях победил войска государства Пэкче. С этой гробницей связана интересная легенда. На вана-преемника Мучхи внезапно напала армия неприятеля. Поражение было неминуемо, но тут внезапно появились отважные воины с листьями бамбука в ушах, которые решили исход битвы в пользу Мучхи. После сражения воины также внезапно исчезли. А листья бамбука остались лежать у гробницы Мучхи, свидетельствуя о том, что это его дух прислал воинов на землю. С тех пор гробницу стали называть "могилой бамбука". Это захоронение закрыто для посещения, обнесено оградой
Конечно, многие курганы подверглись разграблению. Примером тому - захоронение Хваннамдэбун (Hwangnamdaebun). Этот курган был насыпан над десятью парными захоронениями. Тут покоились царственные супруги или ваны со своими сыновьями. Холм очень большой: высота его достигает 23, а диаметр 250 метров. Разграбленное захоронение Хваннамдэбун датируется тем же VI веком, что и Чхонмачхон.
Поскольку это не только парк, но и, все-таки, кладбище, хоть и древнее, нужно сразу отбросить идею подняться на один из холмов и сделать фотографию. Об этом даже предупреждают в некоторых путеводителях. Хотя, должен заметить, попадаются холмы, на вершину которых ведут довольно ясно видимые тропинки. Все-таки, у некоторых желание подняться повыше и сделать фото пересиливает чувство уважения к древним могилам.
Государственный музей Кёнчжу
Государственный музей Кёнджу - один из самых больших и интересных в Корее.
Иногда его ещё называют Национальным музеем Кёнджу. Город Кёнджу был столицей государства Силла. Поэтому большая часть экспозиции музея относится именно к этой эпохе. Собственно и сам музей во время своего создания в 1910 году назывался "Общество Силла города Кёнджу". Находится музей недалеко от пруда Анапчи, значительная часть экспонатов музея раскопаны именно в этих местах.
Музей - не одно здание, а целый комплекс построек, каждое из которых выполнено в собственном стиле и отличается по тематике экспозиции. Последнее изменение в названии и статусе музея было в 1975 году, именно с этого года он и стал называться Государственным музеем Кёнджу. Интересно, что практически в каждом путеводителе и статье об этом музее приводятся свои данные об общем количестве его экспонатов. Число варьируется от трех тысяч до двухсот тысяч штук. Трудно сказать, с чем связан такой огромный разброс: с быстрым ростом экспозиции или простой небрежностью авторов статей. Одно, основываясь на собственном опыте, можно сказать твердо: экспонатов действительно очень много.
Пожалуй, самый известный экспонат музея - огромный бронзовый колокол высотой три метра, диаметром более двух, и весом - 19 тонн (по другим источникам - 23 тонны). Это - самый большой колокол Кореи, хотя и не самый старый. У него несколько названий. Самое длинное и официальное - "Божественный колокол короля Сондока Великого". Название связано с историей колокола: его начали отливать в период правления 35-го короля Сила Кёндока (годы правления: 742-765) в память о его отце - короле Сондоке, однако отливка была завершена уже во время правления внука короля Сондока - 36-го короля Силла Хегона (годы правления: 765-780). Другое название - «Колокол Пондокса» связано с именем монастыря, для которого и делался колокол. Наконец, третье название - «Колокол Эмилле» связано с жутковатой легендой, которую рассказывают об этом колоколе-гиганте. Легенда настолько не вяжется со сложившимся представлением о гуманизме и миролюбии буддизма, что её даже не всегда рассказывают гиды и излагают путеводители. Вот она.
Король Кёндок нанял лучших мастеров для отливки колокола. Однако готовое изделие годилось лишь на переплавку: оно не зазвучало и даже треснуло. Было решено начать все сначала, но Кёндок умер, так и не дождавшись завершения работ. Дело продолжил его сын - король Хегон. Он собрал совет министров и монахов, чтобы выяснить, как добиться желаемого "малинового" звона. Один из монахов поведал, что ему приснился сон: необходимо принести невинного ребенка в жертву дракону-повелителю кузнечного горна. Это и было сделано. В бедный дом, в котором жила мать и маленькая дочь, монахи пришли просить милостыню. Мать сказала, что у нее ничего нет, кроме ребенка. Монахи отобрали девочку и бросили её в предназначенную для колокола расплавленную бронзу. После отливки колокол зазвучал, причем в его пронзительном звоне чудился последний крик ребёнка - Эмиле (мама). Такая невесёлая история. Кстати, колокол сейчас не звонит, но, говорят, можно послушать записи. Колокол Эмилле - одно из национальных достояний Кореи, он включен в официальный список.
Также в музее находятся несколько королевских корон периода Силла, и выставлено большинство экспонатов, найденных во время раскопок на территории храма Хваннёнса и поднятых со дна пруда Анапчи.
Кёнджу
Эти всадники ни у кого не просят денег. Просто создают туристам красивый вид и с удовольствием, совершенно бесплатно с ними снимаются. Это очень характерно для Кореи
Эти всадники ни у кого не просят денег. Просто создают туристам красивый вид и с удовольствием, совершенно бесплатно с ними снимаются. Это очень характерно для Кореи
В начале апреля у обсерватории Чхомсондэ в Кёнджу. Цветет сакура
В начале апреля у обсерватории Чхомсондэ в Кёнджу. Цветет сакура
В храме Пульгукса очень много пирамидок из камешков, которые Корейцы по традиции устанавливают для исполнения желаний
В храме Пульгукса очень много пирамидок из камешков, которые Корейцы по традиции устанавливают для исполнения желаний
Древние курганы недалеко от обсерватории Чхомсондэ
Древние курганы недалеко от обсерватории Чхомсондэ
Трехъярусная, высотой более 10 метров пагода Таботхап символизируюет начало Ян. Это - один из символов Кореи
Трехъярусная, высотой более 10 метров пагода Таботхап символизируюет начало Ян. Это - один из символов Кореи